« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Политика, выборы, власть /


Версия для печати

Реферат: Авторитаризм.


Доклад

студента 205 группы

Прянишникова Валентина В.

на тему:

“АВТОРИТАРИЗМ”

Copyleft Прянишников Валентин В. декабрь 1996г.

Отдельные черты авторитаризма.

Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических систем
является авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы
промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С
тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный
законами характер власти, с демократией — наличие автономных, не
регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и
частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом же
авторитарной политической системе присущи следующие черты:

Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими
могут быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта,
олигархическая группа и т.д.)

Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом
власть может править с помощью законов, но она их принимает по своему
усмотрению.

Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не
прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди
широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в
случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить
граждан к повиновению.

Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и
конкуренции. Присущее этому режиму определённое
политико-институциональное однообразие не всегда результат
законодательных запретов и противодействия со стороны властей. Нередко
оно объясняется неготовностью общества к созданию политических
организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это было,
например, в течение многих веков в монархических государствах. При
авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий,
профсоюзов и других организаций, но при условии их подконтрольности
властям.

Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или
ограниченное вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в
экономику. Власть занимается главным образом вопросами собственной
безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя
она может влиять и на стратегию развития, проводить достаточно активную
социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного
саморегулирования.

Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а
не конкурентной электоральной борьбы.

Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как
неограниченную власть одного лица или группы лиц, не допускающих
политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во
внеполитических сферах. При авторитарной политической системе
запрещаются лишь определённые, главным образом политические формы
деятельности, в остальном же граждане обычно свободны. Авторитаризм
вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав
личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют
каких-либо институциональных гарантий своей безопасности и автономии
(независимый суд, оппозиционные партии и т.д.)



Способы легитимизации власти.

Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии,
деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы
правления и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не
только силой, с помощью массового истребления но и более гуманными
средствами. На протяжении тысячелетий они опирались главным образом на
традиционный и харизматический способы легитимации. В XX в. в целях
легитимации широко используется националистическая идеология.
Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и Латинской Америке
оправдывали своё существование необходимостью национального освобождения
и возрождения.

В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто
используют некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и
т.п. — для предания себе респектабельности в глазах международного
сообщества и собственных граждан, уклонения от международных санкций.
Так, например, неконкурентные или полуконкурентные выборы использовались
авторитарными или полуавторитарными режимами в Мексике, Бразилии, Южной
Корее, Казахстане, России и многих других государствах. Отличительной
чертой таких выборов является ограниченная или лишь видимая
конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность,
полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов.
При этом у властей существует много способов обеспечить себе формальную
победу: монополия на средства массовой информации, отсеивание неугодных
лиц ещё на стадии выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней
или результатов голосования и т.п.

В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия
авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и
ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.



Сильные и слабые стороны авторитаризма.

В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический
интерес к авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных
политических систем в большинстве коммунистических государств мира.
Попытки многих из них, в том числе и России, быстро, в духе
большевистских “кавалерийских атак” ввести демократию без наличия
необходимых для неё общественных предпосылок не увенчались успехом и
повлекли за собой многочисленные разрушительные последствия.

В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили,
Китай, Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую
и социальную эффективность, доказали способность сочетать экономическое
процветание с политической стабильностью, сильную власть — со свободной
экономикой, личной безопасностью и сравнительно развитым социальным
плюрализмом.

Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным
плюрализмом. Он вполне совместим с экономическим, социальным,
культурным, религиозным, а частично и с идеологическим плюрализмом. Его
воздействие на общественное развитие имеет как слабые, так и сильные
стороны. К числу слабых относится полная зависимость политики от позиции
главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан
возможностей предотвращения политических авантюр или произвола,
ограниченность институтов артикуляции, политического выражения
общественных интересов.

В то же время авторитарная политическая система имеет и свои
достоинства, которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях.
Авторитарная власть обладает сравнительно высокой способностью
обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок,
мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,
преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает её
достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных
реформ.



Нечто вроде заключения.

В современных условиях постсоциалистических стран “чистый”
авторитаризм, не опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые
демократические институты, едва ли может быть инструментом
прогрессивного реформирования общества и способен превратиться в
криминальный диктаторский режим личной власти, не менее разрушительный
для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание авторитарных и
демократических элементов, сильной власти и её подконтрольность
гражданам — важнейшая практическая задача на пути конструктивного
реформирования общества.

Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их
реальной перспективой является более устойчивый в современных условиях
тип политической системы — демократия.



Резюме

Авторитаризм — государственный строй, при котором неограниченная власть
находится у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую
оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во
внеполитических сферах.

Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим
диктаторским режимом, военной хунтой и другими системами правления.

Для авторитаризма характерно:

Автократизм.

Неограниченность власти.

Опора на силу.

Монополизация власти и политики.

Отказ от тотального контроля.

Рекрутирование политической элиты

Авторитаризм нуждается в легитимации власти.(!!!)

Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.

К сильным относят:

сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность
и общественный порядок,

мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,

преодолевать сопротивление политических противников.

Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных
общественных реформ.



К слабым относят:

полную зависимость политики от позиции главы государства или группы
высших руководителей,

отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр
или произвола,

ограниченность институтов артикуляции, политического выражения
общественных интересов.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат