« Эрудиция » Российская электронная библиотека

Все темы рефератов / Педагогика /


Версия для печати

Реферат: Идея развивающего обучения в трудах И.Г.Песталоцци и А.Дистервега


ЕЛЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени И. А. БУНИНА

Факультет Педагогики и Методики

Начального Образования

РЕФЕРАТ

ПО ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Идея развивающего обучения в трудах И. Г. Песталоцци и А. Дистервега

Выполнила:

ст. IV курса гр. 41 Карасева М. И.

Преподаватель:

д. п. н., профессор

Кузовлев В. П.

Елец, 2002

Идея развивающего обучения – "великое открытие Песталоцци"

Мировоззрение Песталоцци являлось идеалистическим и имело прогрессивный
характер, так как было проникнуто гуманизмом, демократическими
стремлениями и содержало некоторые материалистические утверждения и
диалектические положения.

Песталоцци утверждал, что воспитание и образование должны быть
достоянием всех людей, Песталоцци считал школы одним из важнейших
рычагов социального преобразования общества. Разрешение наболевших
социальных проблем, коренные общественные преобразования свершатся, по
его мнению, только тогда, когда в каждом человеке будут пробуждены, и
укреплены все его истинно человеческие силы. Это можно сделать только в
процессе воспитания.

Важнейшим средством воспитания и развития человека, по Песталоцци,
является труд, который развивает не только физические силы, но и ум, а
также формирует нравственность. У человека, который трудится, создается
убеждение об огромном значении труда в жизни общества, оно является
важнейшей силой, связывающей людей в крепкий общественный союз.

Песталоцци развивал идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке,
идею о том, что каждой способности человека присуще стремление выйти из
состояния безжизненности и стать развитой силой. "Глаз", - говорил
Песталоцци, - хочет смотреть, ухо – слышать, нога – ходить и рука –
хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить".

Это стремление человека к физической и духовной деятельности вложено в
него, как полагал Песталоцци, от рождения самим творцом, и воспитание
должно помочь ему осуществиться.

Центром всего воспитания является формирование нравственности человека.

Цель воспитания, по Песталоцци, заключается в том чтобы развить все
природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть
разносторонним и гармоническим.

Воздействие воспитания на ребенка должно находиться в согласии с его
природой. Педагог не должен подавлять естественного развития
подрастающего человека, как это происходило в школах, а направлять это
развитие по правильному пути, устранять препятствия и влияния, которые
могли бы его задержать или отклонить в сторону.

Основной принцип воспитания, как понимает его Песталоцци, - это согласие
с природой. Но целенаправленное воспитание совершенно необходимо каждому
человеку, так как предоставленный самому себе, стихийно развивающийся
человек не достигнет той степени гармонического развития всех своих
человеческих сил, которая требуется от него как члена общества.

Песталоцци считал, что "оказать детям помощь в развитии всех
человеческих сил и должно правильно поставленное воспитание".
Соотношение, которое должно существовать между воспитанием и развитием
ребенка, Песталоцци выразил в такой образной форме: воспитание строит
свое здание (формирует человека) поверх большой, прочно стоящей скалы
(природа) и выполнит поставленные цели, если всегда будет непоколебимо
держаться на ней.

Исходя из такого представления о сущности воспитания, Песталоцци
стремился создать новые методы воспитания, помогающие развивать силы
человека в соответствии с его природой. Воспитание ребенка, говорил он,
должно начаться с первого дня появления его на свет: "час рождения
ребенка есть первый час его обучения". Вот почему истинная педагогика
должна вооружать мать правильными методами воспитания, а педагогическое
искусство должно настолько упростить эту методику, чтобы ею могла
овладеть любая мать, ч том числе и простая крестьянка. Природосообразное
воспитание, начатое в семье должно за тем продолжаться в школе.

Все многообразные силы подрастающего человека должны развиваться, по
Песталоцци, естественным путем: любовь к людям – на основе собственных
детских поступков, полных благожелательности, а не путем постоянных
толкований о том, что такое любовь к людям, почему надо любить людей. Ум
развивается в процессе работы собственной мысли, а не посредством
усвоения чужих мыслей. Физическое развитие ребенка, подготовка его к
труду также совершается на основе простейшего проявления физических сил,
которые начинают действовать у человека под влиянием жизненной
необходимости и его внутренней потребности.

Процесс развития всех человеческих сил и возможностей начинается с
самого простого и постепенно поднимается ко все более сложному. По этому
пути должно следовать и воспитание. Присущие каждому ребенку от
рождения задатки сил и способностей нужно развивать, упражняя в той
последовательности, которая соответствует естественному порядку, вечным
и неизменным законам развития ребенка.

Осуществление идеи развивающего обучения в теории элементарного
образования И. Г. Песталоцци

Центром педагогической системы Песталоцци является теория элементарного
образования, согласно которой процесс воспитания должен начинаться с
самых простейших элементов и постепенно восходить ко все более сложному.

Теория элементарного образования Песталоцци включает физическое и
трудовое, нравственное, умственное образование. Все эти стороны
воспитания предлагается осуществлять во взаимодействии, чтобы обеспечить
гармоническое развитие человека.

Одной из составляющих элементарного образования по Песталоцци является
"элементарное интеллектуальное образование, целью которого является
правильное всестороннее и гармоническое развитие умственных задатков
человека, обеспечивающее ему интеллектуальную самостоятельность, и
привитие ему определенных развитых интеллектуальных навыков." Учение
Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Исходя из
своей основной идеи о гармоническом развитии человека, он тесно
связывает умственное образование с нравственным воспитанием и выдвигает
требование воспитывающего обучения.

Взгляды Песталоцци на умственное образование определяются также его
гносеологической концепцией, в основе которой, как уже указывалось,
лежит утверждение, что процесс познания начинается с чувствительных
восприятий, перерабатываемых за тем сознанием при помощи априорных идей.

Песталоцци полагает, что всякое обучение должно основываться на
наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате
наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые и другие ощущения,
которые пробуждают в нем мысли и потребность говорить. Обучение
способствует накоплению учеником на основе его чувственного опыта запаса
знаний и развивает его умственные способности. Необходимо "интенсивно
повышать силы ума, а не только экстенсивно обогащаться представлениями".

Осуществить умственное образование детей Песталоцци стремился
посредством системы специально подобранных для каждой степени обучения и
последовательно проводимых упражнений, которые развивают
интеллектуальные силы и способности детей.

Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к
мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и
предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими
элементами он считал число, форму, слово.

Важнейшей основой обучения, по Песталоцци, является наглядность. Без
применения наглядности, в широком смысле этого слова, нельзя добиться
правильных представлений об окружающем, развивать мышление и речь.

Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и
последовательно перехода от части к целому. Обучение должно идти, по его
мнению, в строгой последовательности. Ребенку следует давать лишь то, к
чему он вполне подготовлен, но не следует преподносить ему то, с чем он
не может справиться.

Необходимо наряду с умением мыслить развивать у детей и практические
навыки. Овладение знаниями без умения пользоваться ими является, по
справедливому утверждению Песталоцци, большим пороком. Он считал, что
школа, развивая способности детей, наполняя их ум знаниями должна
обязательно прививать и умение и навыки. От умения человека действовать,
утверждал он, зависит возможность осуществления того, чего требует
развитой ум и облагороженное сердце человека.

Умение действовать развивается специальными систематическими
упражнениями , расположенными в порядке нарастающей трудности – "от
навыка в крайне простых делах к навыку в крайне сложных".

Следующей составляющей элементарного образования по Песталоцци является
"физическое элементарное образование целью которого является правильное
гармоническое развитие физических задатков человека, дающее человеку
спокойствие и физическую самостоятельность, и привитие ему хороших
физических навыков".

Целью физического воспитания ребенка Песталоцци считал развитие и
укрепление всех его физических сил и возможностей, а основой физического
воспитания детей – естественное стремление ребенка к движению, которое
заставляет его играть, быть непосредственным, за все хвататься, всегда
действовать.

Песталоцци считал физическое воспитание первым видом разумного
воздействия взрослых на развитие детей. Мать, кормящая ребенка и
организующая уход за ним, должна уже в это время заниматься его
физическим развитием.

Упражнять и развивать физические силы детей следует путем выполнения
простейших движений, которые ребенок производит в повседневной жизни,
когда он ходит, ест, пьет, поднимет что-либо. Система таких
последовательно выполняемых упражнений не только разовьет ребенка в
физическом отношении, но подготовит его к труду, сформирует у него
трудовые умения. Большое место в физическом воспитании Песталоцци
отводил военным упражнениям, играм, строевым занятиям. Физическое
воспитание должно проходить в теснейшей связи с нравственным и трудовым
воспитанием.

Песталоцци предполагал создать особую "азбуку умений", которая содержала
бы физические упражнения в области простейших видов трудовой
деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т.п.
Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои
физические силы и вместе с тем освоить основные трудовые умения,
необходимые при всякой специальной, профессиональной деятельности.
Песталоцци стремился подготовить детей к предстоящей работе.

Заключительной составляющей элементарного образования по Песталоцци
является "нравственное элементарное образование, целью которого является
правильное всестороннее и гармоническое развитие нравственных задатков
человека, необходимое ему для обеспечения самостоятельности нравственных
суждений, и привитие ему определенных нравственных навыков".

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания – сформировать
гармонически развитого человека, который должен принять в будущем
полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в
ребенке путем постоянных упражнений в делах, приносящих пользу другим.
Простейшим элементом нравственного воспитания является, по мнению
Песталоцци, любовь ребенка к матери, которая возникает на почве
удовлетворения повседневных потребностей детского организма. В семье
закладываются основы нравственного поведения ребенка. Его любовь к
матери постепенно распространяется на других членов семьи. "Отчий дом,-
восклицает Песталоцци, - ты школа нравов".

Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно осуществляться в
школе, в которой отношение учителя к детям строится на основе его
отеческой любви к ним.

Песталоцци предпочитал "живое чувство каждой добродетели разговору о
ней". Он настаивал на том, что нравственное поведение детей формируется
не путем нравоучения, а благодаря развитию у них моральных чувств и
созданию нравственных наклонностей. Он также считал важным упражнения
детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и
выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным.
Критикуя обрядовую религию, Песталоцци говорил о религии естественной,
которую он понимает как развитие у людей высоких моральных чувств.

Опираясь на свои идеи развивающего обучения и элементарного образования,
Песталоцци положил начало научной разработке методики первоначального
обучения родному языку, арифметике, геометрии, географии.

А. Дистервег о развивающем характере обучения

Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци
природосообразность. Природосообразность воспитания в этой трактовке –
это следование за процессом естественного развития человека, это учет
возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей
тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он
видел в психологии "основу науки о воспитании". Большой заслугой
Дистервега является его отношение к педагогическому опыту как источнику
развития педагогики. Он указывал на необходимость изучения массовой
практики воспитания детей и работы мастеров педагогического труда.

В дополнении к принципу природосообразности Дистервег выдвинул
требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер.
Он писал что "при воспитании необходимо принимать во внимание условия
места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним
словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле
слова…". Дистервег подчеркнул необходимость установления тесной связи
между воспитанием и духовной жизнью общества.

Одним из основных требований, которые современная действительность
выдвигает перед воспитанием, должно быть, по мнению Дистервега, развитие
в детях самодеятельности. Но у подрастающего человека оно приобретает
положительное значение лишь в том случае, если будет направлено на
достижение определенной цели, которая составляет объективную сторону
воспитания.

Как и Песталоцци, Дистервег полагал, что главной задачей обучения
является развитие умственных сил и способностей детей. Но он сделал
значительный шаг вперед по сравнению с Песталоцци, указав, что
формальное образование неразрывно связано с материальным. Дистервег
подчеркивал, что чисто формального образования не существует, ценность
имеют только те знания и навыки, которые приобретены учеником
самостоятельным путем. Обучение должно способствовать всестороннему
развитию человека и его нравственному воспитанию. Каждый учебный предмет
наряду с его образовательной ценностью имеет еще и нравственное
значение.

Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной
истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил
он естественные и математические науки, в которых видел важное средство
интеллектуального развития детей, и считал что эти науки должны
преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он
настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали
учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности.

В начальной школе, по мнению Дистервега, необходимо уделять основное
внимание привитию навыков, развитию умственных сил способностей и
умению самостоятельно работать над усвоением учебного материала. Учитель
должен обратить особое внимание на развитие всех органов чувств детей
путем наглядного обучения. В средней школе "постепенно выдвигается
вперед и материальная цель" – вооружение учащихся разносторонними и
глубокими научными знаниями.

Дистервег требовал расширить учебный план начальной школы, включив в
него естествознание, зачатки физики, практической геометрии, географии.
Он был горячим защитником реального образования в средней школе и
осуждал современные ему классические гимназии.

Дистервег создал дидактику развивающего обучения, ее основные требования
он изложил в виде законов и правил обучения.

Правила обучения, относящиеся к ученику, к субъекту.

Обучай природосообразно!

Руководствуйся при обучении естественными ступенями развития
подрастающего человека!

Начинай обучение, исходя из уровня развития ученика, и продолжай его
последовательно, непрерывно, без пропусков и основательно!

Не учи тому, что для ученика, пока он это учит, еще не нужно, и не учи
тому, что для ученика впоследствии не будет более нужно!

Обучай наглядно!

Переходи от близкого к далекому, от простого к сложному, от более
легкого к более трудному, от известного к неизвестному!

Веди обучение не научным, а элементарным способом!

Преследуй всегда формальную цель или одновременно формальную и
материальную; возбуждай ум ученика посредством одного и того же
предмета, по возможности разносторонне, а именно: связывай знание с
умением и заставляй его упражняться до тех пор, пока выученное не
сделается достоянием подсознательного течения его мыслей!

Никогда не учи тому, чего ученик еще не в состоянии усвоить!

Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили!

Не муштровать, не воспитывать и образовывать, а заложить общие основы
человеческого, гражданского и национального образования!

Приучай ученика работать, заставь его не только любить работу, но
настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой!

Считайся с индивидуальностью твоих учеников.

Правила обучения, касающиеся учебного материала, объекта.

Распределяй материал каждого учебного предмета в соответствии с уровнем
развития и законами развития ученика!

Задерживайся главным образом на изучении основ!

При обосновании производных положений возвращайся почаще к
первоначальным основным понятиям и выводи первое из последних!

Распределяй каждый материал на известные ступени и небольшие законченные
части!

Указывай на каждой ступени отдельные части последующего материала и, не
допуская существенных перерывов, приводи из него отдельные данные, чтобы
возбудить любознательность ученика, не удовлетворяя ее, однако, в полной
мере!

Распределяй и располагай материал таким образом, чтобы (где только
возможно) на следующей ступени при изучении нового снова повторялось
предыдущее!

Связывай родственные по содержанию предметы!

Переходи от предмета к его обозначению, а не наоборот!

Считайся при выборе метода обучения с природой предмета!

Распределяй учебный материал не на основе надуманных понятий, общих
схем, а всегда рассматривай его всесторонне!

Выводи последующие положения не посредством общих действий, но развивай
их из природы предмета!

Содержание обучения должно соответствовать уровню современной науки.

Правила обучения в соответствии с внешними условиями, временем, местом,
положением и т.д.

Проходить со своими учениками предметы скорее последовательно, чем
одновременно!

Считайся с (предполагаемым) будущим положением твоего воспитанника!

Обучай культуросообразно!

Правила обучения, касающиеся учителя.

Старайся сделать обучение увлекательным (интересным)!

Обучай энергично!

Заставляй ученика правильно устно излагать учебный материал! Следи
всегда за хорошим выговором, отчетливым ударением, ясным изложением и
логическим построением речи!

Никогда не останавливайся!

Дистервег настаивал на том, чтобы обучать природосообразно, в
соответствии с особенностями детского восприятия. От примеров надо идти
к правилам, от предметов и конкретных представлений о них – обозначающим
их словам. Придавая такое большое значение ознакомлению детей с
предметами, непосредственно доступными их органам чувств, Дистервег в то
же время подчеркивает необходимость продумывания и осознания ребенком
всего чувственно воспринимаемого им материала. Наглядное обучение у него
связано с правилами "от близкого к далекому", "от простого к сложному",
"от более легкого к более трудному", "от известного к неизвестному". Эти
правила, которые в свое время еще были сформулированы Коменским,
Дистервег подвергает дальнейшей обработке, справедливо предостерегая
педагога от их формального применения.

Большое значение Дистервег придает сознательному усвоению изучаемого
материала. Одним из показателей такого усвоения является способность
учащихся ясно и четко изложить существо дела.

Много внимания Дистервег уделяет закреплению материала. Он выдвигает
правило: "Заботься о том, чтобы ученики не забывали того, что выучили" –
и советует возвращаться к пройденному так часто, чтобы оно не могло
изгладиться в памяти. "Не торопись при изучении основ" – гласит одно из
его правил.

Успешное обучение, по справедливому утверждению Дистервега, всегда носит
воспитывающий характер. Оно не только развивает умственные силы ребенка,
но и формирует всю его личность: его волю, чувства, поведение.

Эффективность того или иного метода обучения определяется, по
Дистервегу, тем, на сколько он содействует возбуждению умственных сил
учащихся. "Всякий метод плох, - заявляет он, - если приучает учащегося к
простой восприимчивости или пассивности, и хорош, если возбуждает в нем
самодеятельность". Для начального обучения он рекомендует
"элементарный", или развивающий, метод, который возбуждает умственные
силы учащихся, дает им возможность "искать, взвешивать, рассуждать и,
наконец, находить". По мнению Дистервега "плохой учитель сообщает
истину", хороший учит ее находить.

Дидактика развивающего обучения Дистервега оказали большое влияние на
дальнейшее развитие начальной школы.

Дальнейшее раскрытие принципа развивающего обучения в истории педагогики

Прогрессивные идеи Песталоцци и Дистервега получили широкое
распространение, в частности и в России в середине XIX века. Они нашли
свое отражение в трудах великого русского педагога К. Д. Ушинского.

Дидактические взгляды Ушинского отличаются большой глубиной и
оригинальностью. Он требовал построения обучения на основе учета
возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. В
частности, он дал ценные указания по использованию внимания детей во
время обучения. Отметив, что существует два вида внимания: активное,
т.е. произвольное, и пассивное, т.е. непроизвольное, Ушинский считал,
что надо с учетом особенностей детского возраста давать пищу пассивному
вниманию, всемерно развивая в то же время внимание активное как главное,
которым человеку придется пользоваться в дальнейшем.

Говоря о памяти и заучивании, Ушинский указывал, что частым повторением,
предупреждающим забывание, надо укреплять в воспитаннике уверенность в
своей памяти.

Обучение, говорил Ушинский, должно быть построено на принципах
посильности его для ребенка и последовательности.

Во избежание переутомления нельзя допускать в первые годы обучения
перегрузки детей учебными занятиями.

Исходя из психологических особенностей детского возраста, Ушинский
большое значение придавал принципу наглядности. "Дитя мыслит формами,
красками, звуками, ощущениями, вообще…"; отсюда необходимость для детей
наглядного обучения, "которое строится не на отвлеченных представлениях
и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых
ребенком", - писал он.

В теоретическую разработку и применение принципа наглядности Ушинский
внес много ценного: он дал материалистическое обоснование принципа
наглядности. В понимании наглядности Ушинским нет той переоценки и
некоторой фетишизации наглядности, которая характерна для Каменского и
того формализма и педантизма в ознакомлении детей с окружающим миром,
которые свойственны Песталоцци. Ушинский отвел наглядности принадлежащее
ей место в процессе обучения; он видел в ней одно из условий, которое
обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их
логическое мышление.

Отвергнув формальные упражнения Песталоцци, Ушинский стремился знакомить
детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе
действительные связи, которые между этими предметами существуют. Он
писал, что замечательный или даже великий ум – "способность видеть
предметы в их действительности, всесторонне, со всеми отношениями в
которые они поставлены".

Ушинский значительно расширил и обогатил новыми приемами методику
наглядного обучения, которую раньше создали Каменский, Песталоцци,
Дистервег. Так, он разработал подробно указания относительно
рассказывания детям по картинкам, указал, что использованные для беседы
картины следует оставлять вывешенными в классе для закрепления и
повторения сведений, полученных путем беседы и т.д.

Много внимания уделил Ушинский осмысливанию, основательности и прочности
усвоения детьми учебного материала. Он подробно разработал методику
повторения учебного материала (предупреждение забывания, расширение и
углубления учебного материала при его повторении роль повторения для
лучшего понимания нового материала и т.д.). Ушинский подробно разработал
методику образования у детей общих представлений и понятий из наглядных
единичных представлений, методику развития мышления детей одновременно с
развитием у них речи, не впадая при этом в формализм.

В процессе обучения Ушинский различает две стадии. На первой стадии дети
под руководством учителя наблюдают предмет или явление и составляют о
нем общее понятие. Эта стадия имеет три ступени: на первой ступени дети
под руководством учителя непосредственно воспринимают предмет или
явление. На второй ступени под руководством учителя отличают и
различают, сравнивают и сопоставляют полученные представления об
изучаемом предмете или явлении и составляют о нем понятия. На третьей
ступени учитель своими разъяснениями дополняет полученные детьми
понятия, приводит в систему эти понятия, отделяя основное от
второстепенного. На второй стадии проводятся обобщение и закрепление
полученных знаний.

Ушинский считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших
условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает
большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к
организованности, развить стремление к деятельности.

В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое
значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс,
предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению
преодолевать трудности. Ушинский придавал большое значение физическому
труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал
физический и умственный труд.

Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль
о том, что "учение есть труд и труд серьезный", представляют большую
ценность для педагогики и наших дней.

К. Д. Ушинский читал, что человек должен быть совершенным физически,
умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он
определял, как целеустремленный сознательный процесс формирования
гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания
Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности.

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать у ребенка
гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность, и
чувство ответственности. Чувство собственного достоинства, сочетаемое со
скромностью. Воспитание должно развивать у ребенка твердый характер и
волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной деятельной любви к родине занимает в
системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским главное место,
в соответствии с основой всей его педагогической системы – народностью.

Особенно ценной является идея Ушинского о связи школы с жизнью. Он
говорил, что жизнь легко опрокидывает школу, которая становится поперек
ее пути, что "истинное воспитание должно быть посредником между школой,
с одной стороны и жизнью и наукой - с другой." Учитель всегда должен
помнить, что он выводит новое поколение из школы в жизнь, от
деятельности его воспитанников зависит направление и содержание
общественного развития.

Конспект постановления ЦК ВКП(б) от 15 августа 1932 г. "Об учебных
программах и режиме в начальной и средней школе"

ЦК ВКП(б) устанавливает, что не устранен до конца коренной недостаток
школы, заключающийся в том, что обучение в школе не дает достаточного
объема общеобразовательных знаний и неудовлетворительно решает задачу
подготовки для техникумов и для высшей школы вполне грамотных людей,
хорошо владеющих основными науками.

Важнейшей причиной этого являются недостатки программ,
неудовлетворительности методов школьной работы и слабость методического
руководства со стороны наркомпросов и их местных органов, слабая
дисциплина в школе, а иногда – отсутствие всякой дисциплины и порядка.

Отмечается отсутствие увязки между различными звеньями школьной системы,
в результате чего начальная и средняя школа ни по выпускаемым
контингентам, ни по уровню знаний не отвечает задачам подготовки кадров
для поступления в техникумы, втузы и вузы.

В соответствии с этим ЦК ВКП(б) предлагает:

Об учебных программах.

НКПросу РСФСР переработать к 1 января 1933 года программы для начальной
и средней школы таким образом, чтобы обеспечить действительное, прочное
и систематическое усвоение детьми основ наук, знаний фактов и навыки
правильной речи, письма, математических упражнений и пр.

При переработке программ руководствоваться следующим:

а) провести внутреннее перераспределение учебного материала программ по
математике, физике, химии и биологии для групп второго концентра,
приведя объем и характер учебного материала этих программ в полное
соответствие с возрастными особенностями детей каждой из этих групп.
Одновременно с этим необходимо произвести и частичное сокращение
программ второго концентра по математике, физике, биологии и химии, с
тем, чтобы безусловно обеспечить твердое и прочное усвоение и
закрепление основ каждой науки;

б) устранить существующие факты недостаточной увязки между учебными
программами второго концентра по математике, физике и химии, а также и
между программами по истории, обществоведению, литературе и языкам;

в) учесть необходимость использования в учебных занятиях (упражнений по
русскому языку, математике, обществоведению и т.д., лабораторные работы
по физике, химии и естествознанию) материала социального строительства,
обеспечив тщательный подбор доступного детям материала;

г) значительно усилить элементы историзма в программах по
обществоведению, по языку и литературе, географии, иллюстрируя основные
разделы и темы этих дисциплин необходимым фактическим материалом,
историческими экскурсами и сравнениями;

д) предусмотреть увеличение количества часов на математику, построив
курс математике в начальной и средней школе таким образом, чтобы
обеспечить переход к следующим ступеням профтехнического образования;

е) в программах по физике ввести отсутствующие элементы статики, понятие
о силе, о законах Ньютона; по биологии – понятие о клетке и клеточном
строении организма; по химии необходимо более систематическое построение
программы, рассчитанное на твердое усвоение элементарных химических
понятий; по географии – программа должна обеспечить знание карты, в
особенности карты СССР, основных понятий физической географии, основных
элементов физической, природной и экономической географии СССР как в
целом, так и каждой из республик, краев и областей в отдельности; в
учебные программы по географии должны быть включены в надлежащем объеме
знания по географии капиталистических стран;

ж) признать необходимым, чтобы средняя школа обязательно обеспечила
знание одного иностранного языка, каждому оканчивающему школу;

з) ЦК ВКП(б) предлагает НКПросу РСФСР обратить особое внимание на
разработку программ по родному языку и обществоведению и улучшению
преподавания их. Программа по родному языку должна обеспечить усвоение
действительно систематического и точно очерченного круга знаний, а также
прочных навыков правильного чтения, письма и устной речи, введя в
практику учебной работы учащихся самостоятельные письменные работы,
грамматические разборы и т.п. как в классе, так и на дому;

и) признать необходимым в учебные программы по обществоведению,
литературе, языкам, географии и истории ввести важнейшие знания,
касающиеся национальных культур народов СССР, их литературы, искусства,
исторического развития, а также и элементы краеведения СССР (природные
особенности, промышленность, сельское хозяйство, социально-экономическое
развитие и т.д.);

к) придавая большое значение постановке трудового обучения в
политехнической школе, признать необходимым, переработать учебные
программы по труду, с тем, чтобы обеспечит действительное соединение
обучения с производственным трудом, и изучить "в теории и на практике"
главных отраслей производства.

Об организации учебной работы и укреплении школьного режима.

ЦК ВКП(б) предлагает наркомпросам союзных республик учебный процесс в
школе организовать на следующей основе:

а) Основной формой организации учебной работы в начальной и средней
школе должен являться урок с данной группой учащихся, со строго
определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся. Эта форма
должна включить в себя под руководством учителя общегрупповую, бригадную
и индивидуальную работу каждого учащегося с применением разнообразных
методов обучения. При этом должны быть всячески развиваемы коллективные
формы учебной работы, не практикуя организации постоянных и обязательных
бригад.

б) Преподаватель обязан систематически, последовательно излагать
преподаваемую им дисциплину, всемерно приучая детей к работе над
учебником и книгой, при этом преподаватель должен всемерно помогать
детям при затруднении их учебных занятий. Надо систематически приучать
детей к самостоятельной работе, широко практикуя различные задания, в
меру овладения определенным курсом знаний (решение задач и упражнений,
изготовление моделей, работа в лабораториях, собирание гербариев,
использование пришкольных участков в учебных целях).

в) В основу учета школьной работы должен быть положен текущий
индивидуальный, систематически проводимый учет знаний учащихся.
Преподаватель должен в процессе учебной работы внимательно изучать
каждого ученика. На основе этого изучения преподаватель обязан в конце
каждой четверти составлять характеристику успеваемости каждого ученика
по данному предмету. Всякие сложные схемы и формы учета и отчетности –
запретить.

г) Предложить наркомпросу срочно разработать методики по отдельным
дисциплинам, а также по различным видам учебно-воспитательной работы.

д) Вменить в обязанность заведующим школами и педагогам повести
настойчивую воспитательную работу, борясь с нарушающими порядок в школе
проступками учащихся, привлекая к этому делу общественные организации,
родителей, комсомольские и пионерские организации, а неисправных
учащихся, хулиганствующих и оскорбляющих учащий персонал, нарушающих
распоряжения администрации школы и педагогов и ломающих школьный режим,
портящих или расхищающих имущество школы, исключать из школы без права
поступления в школу сроком от одного до трех лет.

е) Предложить наркомпросам разработать ряд мероприятий по
систематической педагогической пропаганде, приступив немедленно к
составлению и изданию педагогической литературы для родителей.

ж) Разработать в двухмесячный срок план развертывания производства и
снабжения начальной и средней школы учебными пособиями (картами,
глобусами, наглядными таблицами), учебной аппаратурой для естественно
научных и физико-математических кабинетов, а также и план стандартного
оборудования рабочих комнат и школьных мастерских соответствующими
станками, инструментами и материалами в целях подведения надлежащей
учебной базы для организации политехнической школы.

Об учительских кадрах.

ЦК ВКП(б) обязывает наркомпросы союзных республик, советские и партийные
органы всемерно обеспечить учителю в его работе необходимые условия для
успешного выполнения им отечественных и почетных обязанностей по
обучению и воспитанию молодого поколения СССР.

Наркомпросу установить точный порядок перевода и направления учителей и
такую расстановку кадров на местах, которая обеспечила бы правильное
использование на работе опытных учителей и систематическую помощь со
стороны последних молодым учительским кадрам. Предложить местным органам
не отрывать учителя для общественной работы во время занятий в школе и
подготовки к ним (подготовка к урокам, самообразование, участие на
курсах и методических совещаниях и т.д.) категорически запретив
использование учителя для выполнения различных технических поручений по
работе сельсовета, рика и т.д.

Считать необходимым, производить приемы детей учительства в техникумы, в
вузы и втузы наравне с рабочими.

ОГИЗу к 1 января 1933 г. организовать подбор и рассылку учителям по
доступной цене комплектов книг, наиболее необходимых педагогам по
отдельным отраслям знаний и педагогическим вопросам. Наркомпросу,
совместно с книготоргующими организациями опубликовать в месячный срок
льготные условия покупки и получения книг учителями.

Наркомпросу принять меры к тому, чтобы в кратчайший срок поставить
надлежащим образом все дела педагогического образования, заочного и
краткосрочного обучения учителей, обратив особое внимание на овладение
учительством методикой и инструментами педагогического труда (умелое
использование для обучения пособий, приборов, карты, наглядных таблиц,
кино, радио и т.д.). Всемерно расширить практику поощрения и
премирования учителей за лучшие образцы работы, а также учет и
использование в руководстве достижений передовых школ и учителей.

О старших группах средней школы.

В целях осуществления программы партии "О проведении бесплатного и
обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на
практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех
детей обоего пола до 17 лет" (Программа ВКП(б)), а также в целях
скорейшего поднятия уровня общеобразовательной и политехнической
подготовки учащихся средней школы, расширения подготовленных
контингентов для высшей школы и устранения возрастного несоответствия
между средней и высшей школой приступить, начиная с 1932/33 учебного
гола, к реорганизации семилетней политехнической школы в десятилетнюю.

Исходя из этого, предложить СНК СССР в месячный срок утвердить
конкретный план и размеры организации в предстоящем учебном году над
семилеткой 8-х групп, как первый шаг к десятилетней школе.

Версия для печати


Неправильная кодировка в тексте?
В работе не достает каких либо картинок?
Документ отформатирован некорректно?

Вы можете скачать правильно отформатированную работу
Скачать реферат